Тематический указатель

 

 

 

tapirr.livejournal.com Живой Журнал tapirr

 

 

 

 

 

 

 

Митрополит Антоний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

прот. Александр Мень

 

 

 

 

священник Русской Православной Церкви Георгий Чистяков

 

Панно в интернет-кафе РГГУ и Экспертное заключение о.Георгия Чистякова

РЕПОРТАЖ
19.11.02

Это панно украшает интернет кафе Российского государственного гуманитарного университета вот уже несколько лет. И никого оно не раздражало, а наоборот всех радовало. Оказалось, не всех. Оказалось, сюжет произведения способен даже оскорбить.

Ираклий Болквадзе (директор интернет-кафе РГГУ): Некая инициативная группа сказала, что это панно против их христианского мировоззрения.

Молодые художники соединили на полотне символы трех древних цивилизаций: Египетской, Греческой и Византийской. Центральная - Византийская - часть композиции особенно расстроила чувства нескольких студентов-христиан. В фигурах святых отцов они рассмотрели Апостолов. Не место апостолам в кафе - решили оскорбленные... и подали иск в суд.

Красимира Лукичева (кандидат искусствоведения): Данное изображение не может быть объектом поклонения.

Такое заключение дают специалисты. И впрямь, чтобы стать иконой, панно не хватает многих элементов. Да и поклоняться картине в кафе никто не призывает. Отдельным поводом для обиды послужило соседство лиц, похожих на апостолов, с символами других религий. На панно действительно одна культура буквально наступает на пятки другой.
Удивительно, что никаких финансовых требований истцы не предъявляют. Они, кажется, действительно глубоко оскорблены.

Ираклий: Единственное требование - снять или переделать. Как переделать, они не сказали.

Вот уже год это дело рассматривается в суде. Вот уже год недоумевают не только преподаватели университета, но и остальная прогрессивная общественность.

Геннадий Попов (доктор искусствоведения, профессор): Чуткую душу может оскорбить все.

В РГГУ учится 5500 тысяч* студентов. Из них 4497* относятся к произведению искусства спокойно.
(*Примечание: в репортаже оговорка 1. "5 500 тысяч студентов" вместо 5500 студентов. 2. "Из них 4497" вместо 5497. Имеется в виду 5500 студентов - 3 истца = 5497).

Наташа (студентка): Мои чувства не оскорблены. Не плохая задумка.

Владимир (студент): Даже что-то там есть, я не считаю, что это оскорбляет кого-то.

Рами (студент): Даже хорошо. Все должно быть вместе. У нас много религий в ВУЗе, они должны соединяться вместе.

Мудрый человек и уважаемый профессор предложил самый простой, а потому гениальный выход из положения.

Геннадий Попов: Если кого-то это оскорбляет, пусть он сюда не ходит.

А они и не ходят. Истцы закончили университет еще в прошлом году. Но рана не заживает. Не дает покоя соседство конфессий в одном отдельно взятом интернет кафе. Жаль произведение, а то бы разрезать полотно на три части, да развесить по разным стенам, успокоив тем самым оскорбленные христианские сердца.

http://cafe.rsuh.ru/panno.htm

Исковое заявления (копия)

Мнение специалистов кафедры Всеобщей истории искусств РГГУ

В Тверской районный суд г. Москвы

Экспертное заключение

 

1. На панно, находящимся в "Интернет-кафе", расположенном в РГГУ, изображено символически три эпохи в истории и культуре человечества: Древний Восток, Византия и Античный мир. Левое изображение дает представление о культуре и религии Древнего Египта, центральное с фигурами апостолов или святых представляет Византию, правое - Грецию и Рим.

2. Оставляя в стороне художественные достоинства панно, можно заключить, что центральное изображение, хотя и изображает святых, никоим образом не является объектом почитания в Православии по трем причинам. Во-первых, это чисто символическое изображение, изучая которое нельзя установить, кто именно изображен на этом панно. Во-вторых, для православия иконы абсолютно необходимым элементов, который и делает возможным принятие того или иного изображения в качестве иконы является надпись с именем святого справа и слева от его головы. Такой надписи на изображениях на панно нет, что не позволяет увидеть в изображенных на нем фигурах апостолов или угодников святую икону. Изображения на панно побуждают зрителя вспомнить о том, что Византия была православной, но не более. В-третьих, согласно традиции, восходящей к эпохе митрополита Петра Могилы, всякая икона, прежде чем она становится объектом религиозного почитания в Православии, должна быть освящена правильно рукоположенным священником согласно чину, содержащемуся в Требнике (например, изданном Московской Патриархией в 1991 г.). в данном требнике этот чин содержится на страницах 483-489. чин освящения иконы предусматривает троекратное окропление ее святой водой, чего над панна, находящемся в "Интернет-кафе", разумеется, произведено не было.

3. Признать размещенное на сцене "Интернет-кафе" РГГУ панно в целом объектом религиозного почитания в Православии не представляется возможным.

4. Способ экспонирования данного произведения вполне соответствует его содержанию.

5. Проведение публичных мероприятий и, в частности, выступлений эстрадных артистов вблизи панно не может оскорбить религиозные чувства граждан, если эти граждане являются лицами православного исповедания, хотя вполне может смутить людей тянущихся к Православию, но не вполне представляющих, в чем заключается подлинные религиозные ценности.

Клирик храма св. Косьмы и Дамиана в Шубино*

Зав. Отделом религиозной литературы
Всероссийской государственной
Библиотеки иностранной литературы

священник Георгий Чистяков
канд.ист.наук, доцент.

 

*в Интернете - ошибочно: "Настоятель" и " в Шуйске"

источник: http://cafe.rsuh.ru/mnenie2.htm

 

 

 



Вы можете помочь развитию этого сайта, внеся пожертвование:

рублей Яндекс.Деньгами
на счет 41001930935734 (сайт chistyakov.tapirr.com)




 

Рейтинг@Mail.ru

www.tapirr.com
Митрополит Антоний Сурожский
Помогите спасти детей!
ЖЖ
Используются технологии uCoz