Тематический указатель

 

 

 

tapirr.livejournal.com Живой Журнал tapirr

 

 

 

 

 

 

 

Митрополит Антоний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

прот. Александр Мень

 

 

 

 

священник Русской Православной Церкви Георгий Чистяков

Священник Георгий Чистяков

 

Проповедь на Рождество Христово

2007

  

Евангелие от Матфея повествует нам о том, что Господь Иисус Христос родился в последние годы жизни царя Ирода Великого, который умер в 4-м году до нашей эры. А Евангелие от Луки говорит нам о том, что Иисус родился, когда совершалась перепись, назначенная Квиринием. Квириний же был назначен из Рима в Сирию в 6-м году нашей эры [*]. Поэтому получается, что между той датой, которую определяет как дату Рождества апостол Матфей, и той датой, которую определяет как дату Рождества святой Лука, как минимум десять лет. Поэтому мы сегодня даже не можем сказать, в каком именно году родился Господь. Мало того, если попытаемся определить дату Рождества Христова, имея в виду месяц и число этого месяца, то оказывается, что и это сделать практически невозможно, потому что первые христиане праздновали Рождество Христово вместе с Богоявлением 6 января, то есть 19 января, по этому нашему странному стилю, какому-то полуновому, полустарому, а христиане в Египте, как говорит Климент Александрийский [совершали] воспоминание о Рождестве Христовом в мае, 25 числа египетского месяца пахона. Это приходится на 20 мая. Таким образом, нельзя сказать, когда же – в январе, в мае или в декабре, как начали при Папе Ливерии праздновать 25 декабря, – Рождество Христово. А затем и в Византии греческая церковь усвоила эту дату – 25 декабря, которая стала общепринятой датой празднования Рождества Христова. Когда же правильная дата? По старому стилю или по новому стилю, по египетскому календарю или по первоначальному календарю Вселенской церкви, 7 января или 25 декабря и т. д.? Мы не знаем.

Что же получается? Мы не знаем ни года, ни даты Рождества Христова. Мы знаем год и дату Марафонского сражения, и Фермопильской битвы, и других событий древней и средневековой истории. Но любое событие древней истории, как, например, битва при Фермопилах, ушла в далёкое прошлое. Оно уже нами не воспринимается как нечто актуальное. Если спросить - нас собралось здесь тысяча человек - а что же было при Фермопилах, очень мало кто вспомнит историю Геродота и рассказ о том, как сражались греки при Фермопилах.

А Рождество Христово – это событие совершенно другого рода. Оно абсолютно современно, оно обращено к нам. Если Марафонская битва – это что-то далёкое из древней истории, как и любая другая битва, любое другое событие, оно от нас удалено тысячелетиями, то Рождество Христово обращено к нам, связано с нами, воспринимается нами как нечто личное. Вот это отличает Рождество Христово от всех исторических событий, делает его каким-то другим.

Мы не знаем, когда родился Христос, но мы знаем, что Христос родился для нас, как Ангел восклицает, обращаясь к пастухам: «Се, возвещаю вам великую радость, ибо родился ныне в Вифлееме Спаситель Христос, Сын Давидов». Родился ныне для вас, - говорит Ангел, обращаясь к пастухам, а, следовательно, к каждому и каждой из нас. Для вас родился Христос! Не просто когда-то и где-то далёко, но для того, чтобы мы, отягощённые грехами и немощами, были возрождены к новой жизни, для того, чтобы мы были прощены; для того, чтобы каждый из нас мог сказать: я был прощён, я была прощена. Вот почему в этот мир пришёл Иисус, вот почему Господь родился в Вифлееме. Как говорит один замечательный святой: как в Вифлееме родился Христос, так должен родиться Он и в сердце каждого из нас.

 

 

Мы прошли через подготовительные дни Рождественского поста. И вот в эти дни, размышляя, молясь, мы просили о том, чтобы Господь родился в нашем сердце. Мы просили о том, чтобы наше сердце стало яслями, в которых возлежит Младенец Христос. Вифлеемская звезда привела волхвов к тому дому, в котором находился Младенец Иисус. И так же и мы с вами идём вслед за Вифлеемской звездой, чтобы придти и поклониться Младенцу и Матери Его, пасть на колени и принести свои дары. Волхвы принесли золото, ладан и смирну Младенцу Иисусу: золото – как Царю, ладан – как Святому. Смирну – как тому, кто должен умереть, потому что смирной умащали тела усопших. А что мы можем принести Иисусу Младенцу? Наши сердца.

Вот давайте, братья и сестры дорогие, принесём Младенцу наши сердца, наши жизни, посвятим себя Тому, Кто родился для того, чтобы мы стали новыми людьми. Как восклицает Господь в Апокалипсисе: «Се, творю всё новое». И вот это творение нового начинается с Рождества Христова.

Поэтому, благоговейно взирая на иконы Пречистой и Преблагословенной Девы Марии, на которых Она изображена с Божественным Младенцем на руках, будем созерцать тихо и, может быть, даже вовсе безмолвно радостное событие Рождества Христова. Событие необычное, непохожее ни на одно событие мировой истории, событие огромной значимости для каждого и каждой из нас.

Будем созерцать родившегося Младенца и благодарить Бога за то, что Он приготовил для любящих Его то, чего не видел глаз, и не слышало ухо, и не приходило на сердце человеку, как восклицает апостол (1-е Кор 2:9). Будем созерцать родившегося Христа Младенца и воспевать Ему вместе с нашим хором песнь благодарения и славы. Потому что, братья и сёстры, если бы не родился Иисус, если бы не пришёл в мир Господь, то мы были бы несчастнее всех людей, как еще говорит апостол (1-е Кор.15:19), потому что мы не чувствовали бы, не открыли в себе то, что в нас заложено, а заложено в нас – быть чадами Божьими. И вот эту великую правду, что все мы - чада Божии, что все мы дети одного Отца, что все мы одна семья, сколько нас ни есть на земле… Вот эту истину открыл нам Человек из Назарета, эту истину открыл нам Иисус, Рождество Которого празднуем и радостно торжествуем мы ныне, дорогие братья и сестры.

Да хранит, да благословит, да укрепит вас Господь!

 

Также см.: о.Геогий о Рождестве Христовом

 


 

(*)Об этом свидетельствует Иосиф Флавий. «Существуют различные объяснения несоответствия евангельского рассказа <…> и свидетельства Иосифа Флавия, но наиболее достоверным кажется следующее: Квирин дважды был правителем Сирии (в первый раз в 750-753 от основания Рима, т.е. 3 до Р.Х. – 1 по Р.Х.) и в начале своего первого правления продолжил перепись, начатую его предшественником Варом (6-4 до Р.Х.). Такое объяснение вполне сообразуется со словом «первая» в Евангелии от Луки («эта перепись была первою в правление Квириния Сириею»), тогда как Иосиф Флавий говорит о переписи, осуществленной во второй период правления Квирина» (Ершов С.А., цит. по: Евсевий Памфилл. «Церковная история». – С-Пб.: Амфора, 2007. с. 26 )

horatertia.com

 

 



Вы можете помочь развитию этого сайта, внеся пожертвование:

рублей Яндекс.Деньгами
на счет 41001930935734 (сайт chistyakov.tapirr.com)




 

Рейтинг@Mail.ru

www.tapirr.com
Митрополит Антоний Сурожский
Помогите спасти детей!
ЖЖ
Используются технологии uCoz